Как развивать мелкую моторику у детей?

Статьи. 15 августа 2024 г. · 4 мин. чтения

Как развивать мелкую моторику у детей

Многие родители знают, что для гармоничного развития ребенка необходимо развивать его мелкую моторику.

Мелкая моторика – это движения мелких мышц кистей рук. К ним относятся, например, захват предметов или застегивание пуговиц. В отличие от крупной моторики, при которой задействованы конечности целиком, голова и туловище, мелкая моторика подразумевает более ловкие и точные движения.

Мелкая моторика важна, поскольку именно она закладывает основу для бытовых навыков и помогает выработать правильный почерк. Творчество тоже невозможно без нее. Развитие мелкой моторики напрямую влияет на речевое и умственное развитие ребенка, его внимание, координацию и мышление.

Недостаточное развитие мелкой моторики может привести к отставанию ребенка во многих областях. Если в пять лет ребенок все еще неправильно держит карандаш, то в дальнейшем он столкнется со значительными трудностями при письме и рисовании. Чтобы не допустить этого, нужно своевременно развивать мелкую моторику малыша.

Ниже мы разберем техники развития мелкой моторики у дошкольников в соответствии с их возрастом.

Иконка Тучки Развитие мелкой моторики до 1 года

С самого раннего возраста малыш способен выполнять определенные действия с предметами, которые в дальнейшем приведут к формированию навыков мелкой моторики. В 2-3 месяца родителям нужно стимулировать развитие у ребенка умения схватывать и удерживать обеими руками низко висящую игрушку, в 4 месяца – ощупывать ее, в 5 месяцев – брать игрушку из рук взрослого. В 6-7 месяцев можно показывать ребенку и учить его, как вынимать разные предметы из коробки и вкладывать в нее.

В 9-10 месяцев для развития мелкой моторики можно предлагать ребенку выполнять следующие действия: расстегивать кнопки, открывать коробки, брать маленькие мячи, перебирать крупные бусы. Для развития мелкой моторики можно также использовать игру «Сорока-белобока». В 11-12 месяцев стоит учить малыша катать шарики, нанизывать кольца на стержень и снимать их и т.д.

В этом возрасте ребенка уже можно знакомить с принадлежностями для рисования. В книге из курса «Мастерская. Развивающий набор для творчества 0+» малышам предлагается следующее задание: заштриховать карандашом картинку золотого яйца курочки Рябы. В процессе выполнения этого несложного упражнения ребенок учится с помощью взрослого держать карандаш тремя пальцами.

Рисуем карандашами 0+, занятие 1

Похожие задания вы можете найти в серии «Школа Семи Гномов. Мастерская 0+». Набор включает в себя пять книжек по главным направлениям развития мелкой моторики: рисование карандашами, рисование красками, лепка, аппликация и декоративное творчество, а еще необходимые канцтовары и бонусы.

Мастерская 0+

Иконка Тучки Развитие мелкой моторики в 1 год

При развитии мелкой моторики в возрасте от года до двух помогают игры с подручным строительным материалом. Для развития мелкой моторики в 1 год пригодятся такие игрушки, как «Лего» и другие пластмассовые конструкторы. В этом возрасте нужно обучать ребенка прикладывать детали конструктора друг к другу, чтобы создавать постройки. Полезно также учить детей на прогулке выкладывать из камешков и других материалов простые фигурки людей или животных.

В возрасте 1,5 лет можно подводить малыша к такой форме обучения, как занятия с наклейками. Манипуляции с многоразовыми наклейками активно развивают мелкую моторику, а когда они связаны с забавными картинками, заниматься малышу еще интереснее! Например, в книге из набора «Активити с наклейками. Комплект 1+» ребенку предлагается выбрать и прилепить рядом с изображением кита маленькую рыбку. Подобные задания направлены на развитие не только мелкой моторики, но и мышления.

Счет, форма, величина 1+, стр. 9

Активити с наклейками 1+

Иконка Тучки Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет

В 2-3 года мелкая моторика развивается особенно активно. В этот период нужно закреплять у ребенка умение правильно держать карандаш и макать кисть в краску. Родителям стоит развивать и навыки самообслуживания: постепенно учить малыша застегивать пуговицы и завязывать шнурки на ботинках.

Развитию мелкой моторики в этом возрасте также способствует конструирование. Поэтому нужно учить детей собирать из конструктора башенки, домики и другие постройки. Полезны будут также мозаики, пазлы и специальные графические упражнения на развитие мелкой моторики в тетради.

Важно учить ребенка пользоваться не только фломастером, но и карандашом. Фломастером рисовать проще, а карандашный рисунок требует регулировки нажима, что особенно развивает мелкую моторику.

Для рисования карандашом в 2 года можно предложить ребенку дорисовать веревочки у воздушных шариков на картинке. При выполнении этого задания малыш потренируется рисовать волнистые линии. Упражнения такого рода вы найдете в наборе «Мастерская. Развивающий набор для творчества 2+».

Рисуем карандашами 2+, занятие 2

Мастерская 2+

Необходимо также знакомить ребенка с материалами для лепки: учить отламывать комочки пластилина, раскатывать их между ладонями, сплющивать и соединять. Для развития навыков лепки у детей в 3 года «Мастерская. Развивающий набор для творчества 3+» предлагает следующее занимательное упражнение: слепить по частям из пластилина панду и прилепить к картинке в книжке.

Лепка 3+, занятие 4

Мастерская 3+

Иконка Тучки Развитие мелкой моторики у детей 4-5 лет

В 4-5 лет ловкость движений детей заметно развивается. В этот период родителям следует обучать ребенка раскрашивать рисунки красками и карандашами, не выходя за контур. Нужно также учить малыша менять нажим на карандаш. Стоит помогать ребенку осваивать и новые приемы лепки: вытягивание, вдавливание кусочков пластилина или глины.

Развитию мелкой моторики у ребенка этого возраста особенно способствуют аппликация и конструирование. Мамам и папам стоит обучать детей вырезать фигуры и различные предметы ножницами. Нужно также учить ребенка аккуратно сгибать бумагу пополам и приклеивать детали к поделкам.

Полезно обучать детей изготавливать поделки из подручного материала. Детям в возрасте 4 лет для этого пригодятся многие предметы, которые можно найти дома. Книга по декоративному творчеству, входящая в набор «Мастерская. Развивающий набор для творчества 4+», предлагает соорудить мост из макарон-перьев, облако из сахара, песок из пшена и цветок из бусин и дополнить ими картинку на странице.

Декоративное творчество 4+, итоговое занятие

Мастерская 4+

Полезным будет и взаимодействие с природными материалами, такими как шишки и листья. «Новый базовый курс. Окружающий мир 5+» содержит задание по приклеиванию осеннего гербария. Подобные задания вместе с развитием мелкой моторики обогащают знания ребенка 5 лет о живой природе.

Окружающий мир 5+, Дневник , с. 10

Новый базовый курс. Окружающий мир 5+

Иконка Тучки Развитие мелкой моторики в 6-7 лет

В 6-7 лет нужно продолжать развивать точность движений руки. Для этого можно обучать ребенка складывать бумагу и картон в разных направлениях и создавать объемные фигуры в технике оригами.

В области конструирования стоит учить малыша собирать несложные модели по шаблону или словесной инструкции взрослого. Конструкции могут быть разными: домики, машины, мебель и другие.

Для развития мелкой моторики и подготовки к школе ребенка 6 лет можно и нужно использовать прописи. Благодаря им ребенок учится свободному начертанию линий, из которых впоследствии будут составляться буквы.

Дошкольные прописи из набора «Новый базовый курс. Когнитивное развитие 6+» чередуют задания разного типа: например, ребенку предлагается продолжить до конца строчки волнистые линии и завитки, а затем повторить по клеточкам фигуру петушка. Таким образом, рука малыша не устает, а сам он может дольше сохранять концентрацию. Одновременно у ребенка развиваются пространственное мышление и другие когнитивные способности.

Дошкольные прописи 6+, занятие 12, стр.13

Новый базовый курс. Когнитивное развитие 6+

Иконка Тучки Как строить занятия по развитию мелкой моторики с малышом?

В занятии с ребенком дошкольного возраста важно учитывать то, что обучение должно доставлять ему радость и удовольствие. Все неинтересное и скучное ребенок воспринимает как неправильное. Занятия с малышом наиболее эффективны, когда они носят игровой характер.

Важно понимать, что в дошкольном возрасте ребенок еще не может долго концентрироваться на одном и том же. Продолжительность занятия должна составлять не более 5-25 минут, в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей малыша, чтобы он не утомлялся. Каждый разворот в книге Школа Семи Гномов рассчитан на одно занятие.

Школа Семи Гномов – это не просто набор книг, а система, благодаря которой ребенок получает все необходимые знания на каждом году жизни. Разноплановые упражнения на мелкую моторику построены таким образом, что развивают память, внимание и речь. Занятия по ним приносят не только результат, но и радость, и обучение становится для малыша настоящим приключением!