Почему важно заниматься творчеством с ребенком в 1-2 года?
Статьи. 20 июня 2025 г. · 4 мин. чтения
Почему важно заниматься творчеством с ребенком 1 года и как это правильно делать? Об этом в данной статье расскажет Анна Шептура, практикующий нейропсихолог и педагог по раннему и дошкольному развитию.
У ребенка довольно рано возникает интерес к творчеству. Малыша в возрасте 1 года увлекают красочные картинки и необычные материалы.
Для годовалого ребенка творчество — это прежде всего процесс, а не результат. Он стремится все исследовать, все попробовать, и он уже способен создавать свои первые произведения искусства.
В раннем возрасте рисование малыша может быть неосмысленным, хаотичным. Это вполне нормально: у него еще не сформированы многие навыки, прежде всего мелкая моторика. При этом он довольно быстро учится, совершенствуясь при постоянных попытках.
Важно учитывать, что ребенок в этом возрасте еще не способен заниматься творчеством самостоятельно. Ему не хватает знаний и навыков, он пока не умеет придумывать полноценные образы и долго удерживать внимание. Он еще не знает, как нужно рисовать, лепить, клеить, и учится всему только под руководством взрослого. Сам по себе он не сможет выработать необходимые умения.
Поэтому малышу надо помогать и подавать пример. Показывайте ему, как выполнять те или иные действия, направляйте его руку, комментируйте процесс. Объясняйте, что вы собираетесь сделать: «Сейчас мы нарисуем бабочку». Хвалите ребенка за каждую попытку и за проявление интереса к творческим занятиям.
Помните, что годовалый малыш только начинает осваивать мир творчества. Не стоит ожидать от него выдающихся результатов. Если под вашим руководством он сможет провести линию на бумаге или оставить отпечатки пальчиковыми красками, это уже можно считать успехом.
Руководство взрослых также помогает малышу учиться творить осмысленно и воплощать свои замыслы в рисунке. В 1 год ребенок зачастую рисует беспорядочно и быстро оставляет попытки что-либо изобразить на бумаге. Следовательно, родителям нужно задавать ему направление творчества и предлагать идеи рисунков, например: «Давай нарисуем солнышко на небе».
У родителей могут возникнуть вопросы: «Как правильно заниматься творчеством с годовалым ребенком?», «Где найти примеры заданий?» В этом помогут альбомы «Мастерская 1+» от Школы Семи Гномов. Они содержат множество идей и заданий для творчества детей в 1–2 года. Кроме того, во все альбомы включены родительские странички с инструкциями и практическими советами по проведению занятий.
Очень важно вызвать эмоциональный отклик у малыша во время творческой активности. Ребенок в 1 год способен быстро включиться в игровую ситуацию и понять замысел будущего изображения в целом. При этом ребенку лучше учиться рисовать на предметах и явлениях, которые ему хорошо знакомы. Пробуя изобразить их, малыш будет усваивать основные способы рисования. А в дальнейшем он сможет придумывать свои сюжеты.
Занятия творчеством следует выстраивать с учетом определенных правил. Они зависят от вида творческой деятельности.
Перед началом рисования красками продемонстрируйте ребенку, как набирать краски на кончик пальца и ставить ими отпечатки на листе бумаги. Стремитесь сразу приучать малыша к аккуратности: промывайте его пальчик в воде и вытирайте его салфеткой или тряпочкой перед использованием краски другого цвета.
В то же время давайте ему возможность экспериментировать: насыщаться сенсорными ощущениями от красок, смешивать их, сначала попробовать рисовать размашисто, крупными движениями. Можно также использовать в рисовании спонжи для макияжа или кусочки губок для посуды.
После окончания занятия стоит обсудить с малышом то, что он сегодня сделал, и похвалить за созданную картину. Оставьте рисунок до полного высыхания. Шедевр можно повесить на стену или холодильник и любоваться им. Если вы творите на страницах альбома, положите его на время в раскрытом виде, иначе страницы слипнутся и рисунок окажется смазанным.
Вместо карандашей можно сначала предложить ребенку мягкие яркие мелки округлой формы, восковые или пастельные. Малыш еще не умеет правильно держать карандаш, и захват пишущего инструмента будет постепенно трансформироваться. Поэтому обеспечьте его разнообразием инструментов: мелки для рисования на асфальте, мелки-капельки или брусочки, краски в стиках и пр.
Перед началом занятий аппликацией или декоративно-прикладным творчеством вырежьте нужные детали. Для наклеивания можно использовать клей-карандаш или клейстер, который легко отстирывается. Следите за безопасностью малыша и не давайте ему в руки ножницы.
Уделите время тому, чтобы познакомить ребенка с разными материалами, и покажите, как их можно использовать, например, отрывать вату большими или маленькими кусочками, скатывать из нее комочки. Затем попробуйте вдвоем выполнить одно и то же действие.
Во время любых занятий творчеством разговаривайте с малышом. Когда картинка или поделка будет готова, обсудите ее и похвалите ребенка.
Для развития творчества у малышей от рождения до 1 года был разработан развивающий набор «Мастерская 1+» от Школы Семи Гномов. В нем собраны все основные виды творческой деятельности, доступные малышу: рисование карандашами и красками, лепка, аппликация и декоративное творчество.
Задания в каждой книге расположены по возрастанию сложности и составлены с учетом его возрастных возможностей. Все иллюстрации были сделаны дизайнером-иллюстратором вручную, то есть нарисованы, вырезаны, вылеплены, прежде чем были переведены в электронный формат. Это позволило убедиться, что каждое задание в книгах по силам годовалому ребенку.
Вот что входит в набор «Мастерская 1+»:
5 альбомов для творчества: «Рисуем карандашами», «Рисуем красками», «Лепка», «Аппликация», «Декоративное творчество».
Канцтовары: восковые мелки, гуашь, пластилин.
Бонусы: большой плакат для раскрашивания с толстым контуром, обучающий плакат «Арифметика цвета» и поощрительные наклейки.
Занятия творчеством по книгам «Мастерская 1+»:
🔹 формируют образное мышление и эстетическое восприятие;
🔹 развивают мелкую моторику и координацию;
🔹 вырабатывают интерес к творческой деятельности и любознательность;
🔹 совершенствуют восприятие формы и цвета;
🔹 учат различать и запоминать основные цвета;
🔹 обогащают представления об окружающем мире и свойствах предметов;
🔹 учат простейшим приемам рисования: правильно держать карандаш, рисовать простые формы, не выходить за край листа;
🔹 обучают располагать готовые детали аппликации на бумаге;
🔹 учат сминать и разрывать бумагу для аппликаций;
🔹 знакомят с дополнительными материалами для творчества, такими как вата, кусочки салфеток;
🔹 учат передавать на бумаге элементарные образы;
🔹 воспитывают усидчивость и аккуратность;
🔹 пробуждают эмоциональную отзывчивость.
Занимаясь творчеством по книгам «Мастерская 1+», ребенок сможет создавать оригинальные творения, развивать воображение и творческие способности.