Развитие мелкой моторики у детей
Статьи. 19 февраля 2025 г. · 4 мин. чтения
Многие родители знают, что для гармоничного развития ребенка необходимо развивать его мелкую моторику.
Что такое мелкая моторика
Мелкая моторика – это движения мелких мышц кистей рук. К ним относятся, например, захват предмета или застегивание пуговицы. В отличие от крупной моторики, при которой задействованы конечности целиком, голова и туловище, мелкая моторика подразумевает совершение более точных и ловких движений. Развитие мелкой моторики у ребенка напрямую влияет на его речь и умственные процессы.
Недостаточное развитие мелкой моторики может привести к отставанию ребенка во многих областях. Если в пять лет у ребенка недостаточно развиты мелкие мышцы на кистях рук и он все еще неправильно держит карандаш, то в дальнейшем он столкнется с трудностями при письме. Чтобы не допустить этого, нужно своевременно развивать мелкую моторику малыша.
Полезные факты о развитии мелкой моторики
Вот несколько фактов о развитии моторных навыков:
– Навыки мелкой моторики развиваются еще до года. Сначала ребенок учится хватать предметы и держать их, а затем – перекладывать из одной руки в другую.
– Мелкая моторика зависит от зрительного восприятия, осязательной и двигательной памяти, а также мышления.
– На ощупь как ребенок, так и взрослый может определить многие характеристики предметов: их форму, температуру, текстуру. Однако ребенок в дошкольном возрасте не всегда способен описать словами каждое из этих сенсорных ощущений.
– Мелкая моторика важна, поскольку именно она закладывает основу для бытовых навыков и помогает выработать правильный почерк. Она также способствует формированию творческого мышления. Рисование, аппликация и другие занятия, связанные с ручной моторикой, развивают воображение.
– Мелкая моторика влияет на развитие речевых навыков. Те центры в головном мозге, которые отвечают за речевые функции и за моторику, расположены рядом. Поэтому упражнения для тренировки мелкой моторики стимулируют речевое развитие.
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук у дошкольников
Существуют различные игровые средства, которые развивают мелкую моторику и координацию у дошкольников. Многие из них также развивают умение различать и сортировать предметы по различным признакам. Для каждого возраста подходят разные способы.
Развитие мелкой моторики у детей 1–2 лет: игры и упражнения
Ранний возраст – период активного освоения ближайшего пространства. Когда дети начинают ходить и бегать, поле их деятельности расширяется. Малыши этого возраста любят трогать предметы, хватать их ладонью, а позже – пальцами. Они интересуются вещами вокруг себя, даже если еще не умеют использовать их по назначению.
К 2 годам ребенок осваивает щипковый захват (его также называют пинцетным захватом). Он совершается тремя пальцами: большим, указательным и средним. Такой захват позволяет ребенку брать, например, мелкие бусины. Малыш также учится держать ложку, кисточку и карандаш.
Расскажем об упражнениях, которые развивают детскую моторику в 1–2 года. Сначала покажите ребенку нужные действия, а затем попросите повторить за вами.
Пальчиковая гимнастика
Для формирования навыков мелкой моторики полезно выполнение пальчиковых упражнений. В частности, пригодится игра «Здравствуй, пальчик». Малышу нужно кончиком большого пальца касаться поочередно кончиков остальных пальцев на той же руке. При каждом касании пальчиков ребенка произносите: «Здравствуй...» и добавляйте название пальца: указательный, средний, безымянный или мизинец. Так ребенок будет постепенно запоминать их названия.
Игра с копилкой
Предложите малышу вкладывать в щель копилки мелкие монеты. Вместо них можно использовать пуговицы. При этом стоит наблюдать за ребенком, чтобы он случайно не проглотил их.
Бизиборд
Бизиборд представляет собой развивающую игрушку с разными деталями: шестеренками, шнурками, выключателями, лабиринтами, задвижками и так далее. Обычно она бывает в виде доски, иногда – на колесах. Можно найти бизиборды в виде книжки или коврика. Малыши с удовольствием взаимодействуют с ними.
Игра с крупой
Высыпьте в миску или контейнер крупу: пшено, гречку или рис. Положите в нее небольшие объекты: бусинки, болтики, спички, монетки, кубики для настольных игр и так далее. Малышу нужно находить эти маленькие предметы среди крупы, вынимать пальцами и класть рядом.
Развитие мелкой моторики у детей 2–3 лет: игры и задания
В 2–3 года дети все чаще отказываются от помощи взрослых и выполняют самостоятельно простые действия. Они пробуют снимать и надевать одежду, умываться и мыть руки, пользоваться ложкой и вилкой, рисовать карандашами. Их активность часто сопровождается речью: малыши проговаривают, что они делают. Эти изменения происходят вместе с развитием интеллектуальных способностей.
Нанизывание предметов
Предложите ребенку нанизывать крупные бусины на толстую нитку или шнурок. Чтобы игра была интереснее, можно использовать бусины разного цвета, а также пуговицы.
Аппликации
Мелкую моторику помогают развивать аппликации и коллажи. Их можно создавать из бумаги, газетных вырезок, ткани, ваты и других подручных материалов.
Чтобы сделать аппликацию, ребенку нужно с вашей помощью вырезать детали и приклеить их на плотную поверхность, например, на картон. Допустим, на зеленый картон можно наклеить засушенные цветы, чтобы получилась цветочная поляна.
Рисование пальчиком
Предложите малышу порисовать пальчиковыми красками. Для этого нужно обмакнуть пальчик в гуашь нужного цвета и оставить отпечаток на бумаге. Такими отпечатками надо заполнить контур рисунка, чтобы получилась яркая картинка.
Лепка
Мелкую моторику отлично развивает лепка. Мягким пластилином малыш может вылепить, например, снеговика или птицу. Вместо пластилина можно задействовать и глину. Помимо мелкой моторики, занятия по лепке отлично развивают мышление.
Развитие мелкой моторики у дошкольников 3–4 лет
В период от 3 до 4 лет действия малыша становятся более осознанными. Младший дошкольник способен собирать постройки из конструктора по образцу или по своему замыслу. Ребенок может играть с природными материалами, например, выводить пальцем узоры на мокром песке.
Мозаика
Многих детей этого возраста привлекает мозаика, в которой нужно вставлять цветные фишки в отверстия, чтобы получилось изображение: бабочка, цветок и так далее. К комплектам обычно прилагаются схемы этих изображений.
Пазлы
Младшие дошкольники любят собирать пазлы. Для них подойдут составные картинки, в которых не больше 10–20 деталей. Помимо мелкой моторики, они развивают зрительную память, а также умение сравнивать и сопоставлять предметы.
Работа с ножницами
Покажите малышу, как резать бумагу. Начните с нарезания полосок. Малышу нужно научиться одной рукой держать бумагу, а другой – делать ровные надрезы ножницами. Можно «настригать траву» – надрезать полоски с одной стороны зеленой бумаги, не доходя до края.
Развитие мелкой моторики у дошкольников 4–5 лет
В этом возрасте дошкольнику интересно узнавать новое об окружающем мире. Дети совершают движения с большей ловкостью и точностью. Навыки рисования тоже совершенствуются: ребенок рисует геометрические фигуры, учится вырезать ножницами сложные детали и клеить. В дошкольных учреждениях он все больше осваивает декоративное творчество.
Чистка яйца
Чтобы потренировать мышцы кисти и щипковый захват, можно учить малыша очищать вареное яйцо и складывать скорлупки в блюдце или тарелочку. Поначалу ребенок будет выполнять такое задание довольно медленно, и это нормально. При этих действиях у малыша развивается не только мелкая моторика, но и концентрация внимания.
Игры с пинцетом
Для выполнения упражнения понадобятся мелкие пуговицы или бусины разных цветов. Насыпьте их в миску или небольшую коробку. Предложите ребенку при помощи пинцета вынимать пуговицы и сортировать по цвету. Такое задание полезно для развития мышления.
Помогаем на кухне
Попросите малыша выполнить несложную работу по хозяйству. Например, вымыть свою чашку и вытереть ее полотенцем, разложить яйца в лотке, помыть виноград или ягоды и выложить их на блюдо. Следите за тем, чтобы в руки ребенка не попали острые предметы.
Скручивание ленты
Возьмите длинную ленту из шелка или атласа. Ленту можно заменить сантиметром или длинной полоской тонкой бумаги. Попросите малыша скрутить ее пальцами. Похожее упражнение – наматывание нитки на катушку.
Пересыпание
Покажите ребенку, как пересыпать из одной емкости в другую мелкие предметы, такие как крупа или сахарный песок. Делать это малышу нужно с помощью ложки или совочка.
Игры с крышками
Полезно предлагать ребенку отвинчивать и завинчивать крышки на бутылочках с водой. А еще отвинченные крышки можно ставить одну на другую, чтобы построить башенку.
Развитие мелкой моторики у дошкольников 5–6 лет
В 5–6 лет наступает пик творчества. Дети в этом возрасте особенно любознательны, и у них уже начинает проявляться индивидуальность характера. Их рисунки становятся более детализированными. В частности, у нарисованных человечков появляются волосы, глаза, рот, одежда.
Пластилинография
Техника пластилинографии сложнее, чем лепка. Пластилинография – это создание выпуклых картин из пластилина на плотной поверхности. Для этого пластилин нужно размазывать, сплющивать, вытягивать, скатывать в трубочку, налепливать, придавливать к картине и так далее.
Оригами
Попробуйте научить ребенка складывать простые оригами. Малыш сможет сложить бумажный кораблик, рыбку, птицу или цветок. С вашей помощью он научится делать ровные сгибы и разглаживать углы. Занятия по складыванию оригами способствуют развитию не только мелкой моторики, но и пространственного восприятия, а также мышления.
Обрывная аппликация
Обрывная аппликация отличается тем, что ее выполняют без вырезания ножницами. Кусочки рисунка отрывают от цветной бумаги и приклеивают на изображение. Поэтому обрывная аппликация по своему виду напоминает мозаику. Можно предложить ребенку перерисовать контур картинки, допустим, снегиря, а потом заполнить его, приклеив кусочки бумаги черного, серого и красного цвета.
Развитие мелкой моторики у дошкольника 6–7 лет
6–7 лет – это старший дошкольный возраст. Дети в этом возрасте должны уметь сами одеваться и обуваться без помощи взрослых, в том числе застегивать пуговицы и зашнуровывать обувь. Многие действия старших дошкольников требуют согласованной работы обеих рук. Предметы, с которыми они взаимодействуют, становятся тоньше и мельче. Это могут быть, например, бисер или маленькие детали конструктора.
Рисование и прописи
В этом возрасте необходимо подготовить ребенка к школе. Для тренировок навыков письма пригодятся прописи по клеточкам. В них дошкольнику нужно проводить линии по пунктиру, обводить и дорисовывать фигуры и продолжать строчку по образцу. Прописи полезны для того, чтобы поупражняться в деталях и элементах букв: научиться выводить «крючки», «петельки» и так далее.
Раскраски тоже помогают малышу развивать мелкую моторику и впоследствии овладевать навыком письма. Ребенку нужно научиться закрашивать изображение, не выходя за контур, и получать разные оттенки цвета путем изменения нажима на карандаш (к примеру, светло-голубой и насыщенно-синий).
Лепка и прикладное творчество
Для формирования навыков мелкой моторики полезно изготавливать поделки из разных материалов. Дети могут осваивать папье-маше, тесто, ткань и прочее. Можно использовать наборы для детского творчества, например, для приготовления мыла. В процессе лепки старшие дошкольники уже могут создавать более сложные фигуры, чем дети помладше. С помощью инструкции или по указаниям взрослого ребенок сможет вылепить машинку или фигуру человека.
Конструирование и моделирование
Конструкторы из мелких элементов тоже подходят для совершенствования моторных навыков. Например, существуют конструкторы на магнитах, в которых детали нужно аккуратно прикладывать друг к другу. Многие ребята любят собирать «Лего» и другие конструкторы подобного типа.
Рукоделие
Дошкольников подготовительной группы стоит учить шитью и вышивке. В этом возрасте девочки могут начать осваивать, например, вышивание крестиком. Шитье может заинтересовать и мальчиков. Тем более, базовые навыки шитья пригодятся ребенку в будущем.
Развитие мелкой моторики у дошкольников с ОВЗ
Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют нарушения зрения, слуха или опорно-двигательного аппарата, недостаточное психическое развитие или другой недуг. У детей с ОВЗ развитие моторики крайне важно. Она может помочь детям овладеть бытовыми умениями и письмом. Выполнение игровых упражнений по мелкой моторике также помогает при коррекции речевых нарушений. Выбор конкретных заданий зависит от категории и степени заболевания, поэтому стоит посоветоваться со специалистом. Однако есть некоторые общие рекомендации.
Манипуляции со шнурками и пуговицами
Застегивание пуговиц и завязывание шнурков развивают мышцы пальчиков детей с ОВЗ. Эти действия также помогают им освоить полезные навыки практической деятельности.
Игры с прищепками
Одна из игр, которые развивают мелкую моторику, – «рыбки-прищепки». Покажите малышу, что бельевые прищепки открывают «ротик», как рыбки. Предложите «покормить» этих ручных рыбок: захватывать прищепками мелкие предметы, например, комочки ваты или пуговицы. Используйте только легкие пластмассовые прищепки, которыми ребенок не сможет защемить пальцы.
Су-Джок терапия
Су-джок терапия – это современная акупунктурная методика, разработанная в Южной Корее. Она объединяет техники как восточной, так и европейской медицины. Этот вид терапии подразумевает воздействие на энергетические точки, которые расположены на стопах и кистях, для коррекции нарушений у детей с ОВЗ.
Приемы Су-джок терапии, развивающие мелкую и крупную моторику у дошкольников с ОВЗ, включают прокатывание шарика между ладонями и хождение по ребристым массажным коврикам. Эти методы безопасны для всех детей и не только положительно влияют на тонкую моторику, но и развивают тактильную чувствительность. Они также способствуют совершенствованию двигательных навыков.
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста: советы экспертов
Вот общие советы для родителей по развитию мелкой моторики у дошкольников:
Если у вас возникли подозрения, что у ребенка проблемы с моторными навыками (например, в 4 года он не держит ложку, а в 7 лет не умеет застегивать пуговицы), то стоит незамедлительно обратиться за консультацией к специалистам: педиатру или неврологу.
Важно понимать, что в дошкольном возрасте ребенок еще не может долго концентрироваться на одном и том же. Продолжительность занятий по развитию мелкой моторики должна составлять не более 5–25 минут, в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей малыша.
Чередуйте занятия с физическими упражнениями и прогулками, чтобы ребенок не переутомился.
Обязательно хвалите малыша за его маленькие успехи. Тогда он будет выполнять упражнения с радостью и удовольствием.