Скороговорки для детей
Статьи. 5 февраля 2025 г. · 4 мин. чтения
Скороговорки весьма важны для развития речи детей.Они полезны для улучшения произношения звуков в веселой игровой форме. Смешные детские скороговорки помогают выработать правильную постановку артикуляционного аппарата.
Вы когда-нибудь задумывались о том, как возникают скороговорки? Они относятся к устному народному творчеству. Появились скороговорки очень давно: в нашей стране они зародились еще на Руси. В середине XIX века их собирал и изучал Владимир Даль. Он называл их «чистоговорки», отмечая, что они нужны для выработки чистоты речи.
Скороговорки были изначально задуманы для развлечения и забавы народа. Поэтому они являются шуточным жанром фольклора. Они отражают традиции народа, его мировоззрение и представления о юморе.
Начинать осваивать скороговорки можно в 4–5 лет. В более раннем возрасте делать этого не стоит, поскольку речь детей еще недостаточно развита и они не способны воспринимать сложные тексты. А в дошкольный период дети уже различают все звуки речи и могут сосредотачивать внимание на несложном задании.
В 4–8 лет можно подбирать ребенку скороговорки для того, чтобы улучшить произношение определенных звуков и их сочетаний. Понаблюдайте за речью ребенка: есть ли звуки, которые он пропускает, заменяет на другие или произносит нечетко? Если да, то именно их произношение нужно отрабатывать.
Если у ребенка нет проблем с артикуляцией, скороговорки все равно будут полезны для улучшения произношения звуков. Длинные скороговорки также развивают детскую речь в целом: речевое дыхание, скорость и четкость речи. Произнесение сложных скороговорок поможет закрепить правильное положение органов речи, а также расширить словарный запас ребенка.
Заниматься со скороговорками стоит в несколько этапов:
1. Начните с чтения скороговорок. Сначала родитель читает малышу скороговорку вслух. Проговаривать скороговорку нужно медленно и с выражением, четко произнося звуки. Чтение сложных сочетаний звуков должно быть особенно отчетливым.
2. Убедитесь, что ребенок понимает смысл скороговорки. Если нужно, объясните ему незнакомые слова, выделите их интонацией.
3. Вместе с малышом проговорите скороговорку в медленном темпе. Короткую скороговорку лучше говорить на одном дыхании, а длинную – учить по частям. Повторите ее несколько раз.
4. Когда малыш запомнит скороговорку, ему нужно начинать произносить ее самостоятельно. Вначале он говорит ее шепотом, потом – все громче и быстрее.
5. Когда ребенок освоит произношение скороговорки, он должен проговаривать ее настолько быстро и четко, насколько может. Теперь ему можно даже посоревноваться с родителем или другими детьми, кто быстрее ее выговорит.
Даже если у малыша не получается произносить скороговорку, он путается в словах и запинается, не надо расстраиваться. Подбодрите ребенка и снова повторяйте фразы вместе с ним. Полезно разделять скороговорку на смысловые части или делать упор на звуки, которые даются ему труднее всего.
Предлагаем вам подборку детских скороговорок, полезных для улучшения дикции.
Скороговорки на букву «р» для развития речи детей
Звук «р» – один из самых трудных в русском языке. Нередко дети в 5–6 лет все еще не проговаривают его, «проглатывают» или заменяют на «л». Отрабатывать звук «р» можно при помощи следующих простых скороговорок:
На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
Триста тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Ребята говорят: «Все скороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь». А я говорю ребятам: «Все скороговорки перескороговоришь, перевыскороговоришь».
Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: грабь граблями гравий, краб!
Рубили дроворубы сыры дубы на срубы.
Петр Петрович, по прозвищу Перепелович, приручил перепелку. Перепелка принесла Петру Петровичу Перепеловичу перепелят.
Выдра в ведро от выдры нырнула.
Выдра в ведре с водой утонула.
Ехал Грека через реку,
Видит Грека: в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку – цап!
Скороговорки с шипящими звуками для развития дикции у детей
Шипящие звуки – это «ш», «щ», «ж» и «ч». Обычно дети осваивают их в 4–5 лет. Но иногда и в более старшем возрасте у дошкольников возникают проблемы с их артикуляцией. Дети могут искажать эти звуки, например, вместо «ш» говорить «ф» или «щ». Звук «ш» является основным среди шипящих, он необходим для освоения остальных звуков этой группы. Поэтому его постановке нужно уделять особое внимание.
Правильному произношению шипящих звуков можно научить с помощью следующих скороговорок:
Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Сшила Саша Сашке шапку,
Сашка шапкой шишку сшиб.
Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щетку в уголке.
Тщетно тщится щука ущемить леща.
У четырех черепашек четыре черепашонка.
Ужа ужалила ужица. Ужу с ужицей не ужиться.
Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж.
У пчелы, у пчелки
Почему нет челки?
Отвечаю почему:
Челка пчелке ни к чему.
Испугались медвежонка
Еж с ежихой и с ежонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.
Смешные скороговорки для развития речи ребенка
Произнесение смешных скороговорок помогает детям весело и с интересом осваивать произношение сложных звуков и звукосочетаний.
Говорил попугай попугаю:
«Я тебя, попугай, попугаю!»
Отвечает ему попугай:
«Попугай, попугай, попугай!»
Мышка залезла под крышку,
Чтобы под крышкой сгрызть крошку,
Мышке, наверное, крышка –
Мышка забыла про кошку!
Испугался грома Рома.
Заревел он громче грома.
От такого рева гром
Притаился за бугром.
Однажды был случай в далеком Макао:
Макака коалу в какао макала,
Коала лениво какао лакала,
Макака макала, коала икала.
Сложные скороговорки для развития речи детей школьного возраста
Эти скороговорки подходят для школьников 8–11 лет.
В залежах железа лежит жезл из желе.
Ай вы, львы, не вы ли выли у Невы? Нет, львы, не вы были у Невы.
У Киры и Фиры
В квартире был пир:
Факир ел зефир и
Кефир пил факир.
А Фира и Кира
Не пили кефира,
Не ели зефира –
Кормили факира.
Ярослав и Ярославна
Поселились в Ярославле.
В Ярославле живут славно
Ярослав и Ярославна.
Пел перепел за деревней.
Пел тетерев средь деревьев.
Перепел пел-пел,
Тетерева перепел.
Ежели вы не жили возле ежевичника,
но ежели вы жили возле земляничника,
то земляничное варенье вам привычное
и вовсе не привычное – варенье ежевичное.
Ежели вы жили возле ежевичника,
то ежевичное варенье вам привычное
и вовсе не привычное – варенье земляничное.
Английские скороговорки с переводом
Скороговорки существуют не только в русском языке, но и во многих других. Их можно использовать при изучении иностранных языков, так как они помогают научиться произносить непривычные звуки, а заодно и выучить новые слова.
Когда вы разучиваете иностранные скороговорки с ребенком, переведите их ему и объясните неизвестные слова. Если необходимо, проверьте с помощью онлайн-словарей, как они произносятся.
Самый популярный и востребованный иностранный язык – английский. Если ребенок уже знает все звуки и буквы английского языка, то можно начинать тренировать их произношение с помощью скороговорок.
How much wood would a woodchuck chuck if a woodchuck could chuck wood?
Сколько дров бросил бы сурок, если бы сурок мог бросать дрова?
Any noise annoys an oyster but a noisier noise annoys an oyster most.
Любой шум раздражает устрицу, но более шумный шум раздражает устрицу ещё больше.
She sells sea shells at the sea shore, the shells she sells are the seashore shells, I’m sure.
Она продает морские ракушки на берегу моря, ракушки, которые она продает, – это морские ракушки, я уверен.
Can you imagine an imaginary menagerie manager managing an imaginary menagerie?
Ты можешь вообразить воображаемого руководителя зоопарка, руководящего воображаемым зоопарком?
Современные скороговорки для развития дикции и речи детей
В наше время появляется все больше новых скороговорок. Иногда их придумывают логопеды и педагоги для коррекции речи.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.
Круглов и Круглова крутили, крутили круглыми кружками круглые гири.
На бобра из-за ели глазеют глаза газели.
Хвалю халву, похвалю пахлаву.
Грачиха говорит грачу:
«Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера!»
Другие известные скороговорки
Есть скороговорки, которые пользуются популярностью уже несколько поколений. Наверняка многие из этих классических чистоговорок знакомы вам с детства.
От топота копыт пыль по полю летит.
Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.
Сшила Саша Сашке шапку,
Сашка шапкой шишку сшиб.
Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок – сорок морок.
Осип охрип, а Архип осип.
Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.
Купила бабуся бусы Марусе.
Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.
Один Клим клин колотил, колотил и выколотил.
У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.
Ужа ужалила ужица. Ужу с ужицей не ужиться
Расскажите про покупки, про крупу и про закрутки, про покупки, про покупки, про покупочки свои.
Сшит колпак, да не по-колпаковски.
Вылит колокол, да не по-колоколовски.
Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать.
Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
Вот несколько общих советов о том, как помочь ребенку упражняться со скороговорками:
– Помогайте ребенку учить скороговорки. Помните, что он осваивает речь по примеру взрослых.
– Работайте больше всего над тем звуком, произношение которого вызывает у ребенка сложности.
– Сложность скороговорок должна соответствовать возрасту малыша. Например, для старших дошкольников подойдут скороговорки из одной–двух простых фраз.
– На игровых «занятиях» по скороговоркам не забывайте подбадривать малыша. Отмечайте, как хорошо и быстро у него получается произносить фразы.
В результате правильных упражнений со скороговорками дикция вашего малыша непременно улучшится!