Как научить ребенка читать?

Статьи. 29 августа 2024 г. · 4 мин. чтения

Как научить ребенка читать?

Многие родители дошкольников беспокоятся о том, как быстро и правильно научить ребенка читать.

Когда начинать учить ребенка чтению?

Кто-то стремится начать обучение малыша грамоте как можно раньше, но далеко не всегда этот подход приносит пользу.

Прежде чем обучать ребенка читать, нужно познакомить его с изображениями букв. Ребенку 0-2 лет трудно осознать, чем буквы отличаются от звуков и как они складываются в слова. В 3 года дети уже могут запомнить некоторые буквы, но это не означает, что они готовы к осмысленному чтению. Зачастую обучение чтению с ранних лет не приносит никакого результата в области общего развития ребенка: даже освоив технику чтения, он не может понять смысл прочитанного.

Иконка Дольки Для игрового знакомства с буквами подходит возраст 2–4 лет. В этот период малыш может с удовольствием рассматривать карточки и кубики с буквами, играть с ними. Но если ребенок пока не проявляет непосредственного интереса к буквам, не надо расстраиваться: он успеет их освоить и позже. Поэтому не стоит начинать преждевременные занятия.

Книги Школы Семи Гномов помогут малышу в постепенном освоении навыка чтения. В наборе «Новый базовый курс. Когнитивное развитие 2+» появляются «Азбука для малышей» и «Первый словарик», которые знакомят ребенка со звуками и начертанием букв, при этом обогащая его словарный запас. А в наборе «Новый базовый курс. Когнитивное развитие 3+» добавлена книга «Уроки грамоты», которая помогает ребенку осваивать буквы с помощью коротких стихотворений, загадок и других занимательных заданий.

Иконка Дольки Интерес к полноценному чтению возникает у малышей обычно к 6, иногда к 5 годам. Понять, что дошкольник готов учиться читать, можно по следующим признакам: он обладает связной речью, умеет различать звуки, может сосредоточиться на одном занятии в течение более или менее продолжительного времени, любит рассматривать книжки и надписи.

Уроки грамоты 3+, с. 4

«Новый базовый курс. Когнитивное развитие 3+. Уроки грамоты 3+, с .4»

С чего начинать обучение чтению?

Перед тем как научить ребенка различать слоги, следует начать с малого: побуждать малыша к чтению и поощрять интерес к нему. Родителям важно подавать малышу пример, чтобы он видел маму или папу с книгами в руках. Стоит также читать ему вслух, к примеру, перед тем как он ложится спать. Когда ребенок слушает сказки и рассказы, он учится пониманию текстов, развивает внимание и память, узнает новые слова и грамматические конструкции.

Иконка Дольки К чтению ребенка лучше подводить постепенно и в игровой форме. Полезно вместе с ним рассматривать букварь, показывать ему разные буквы, а потом предлагать находить их в своем окружении: в названиях книжек, на вывесках, надписях на улице и т. д.

Иконка Дольки Важно, чтобы чтение было малышу в удовольствие, а не вызывало слезы и протест. Поэтому нельзя принуждать его, тем более что для ребенка учиться читать — совсем не простое занятие.

Занятия по книгам Школы Семи Гномов создают комфортную среду для обучения чтению через игру. Наборы развивающих пособий рассчитаны на возраст 0–7 лет: каждый курс соответствует году жизни ребенка и учитывает его психо-возрастные особенности на данном этапе развития. Также малыша сопровождает один из семи забавных гномов. Красочные большие картинки и увлекательные задания не дадут ребенку заскучать. При этом курс не требует специальных знаний от родителей: книги содержат родительские странички с подробными рекомендациями по режиму и времени занятий.

Как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях?

Чтобы научить ребенка читать, не надо заучивать с ним буквы одну за другой в алфавитном порядке. Необходимо сначала освоить гласные и согласные звуки, которые они обозначают.

Иконка Дольки Вначале нужно показывать ребенку несколько гласных букв, произносить их и читать вместе. Лучше пропевать их, растягивая звучание, чтобы малышу было проще и интереснее их запоминать. Потом можно пробовать читать сочетания гласных, например, «иа». После этого нужно так же изучать согласные. Их надо четко и внятно проговаривать, чтобы у малыша не было в дальнейшем проблем с произношением.

На этом этапе обучения чтению нужно не заучивать названия согласных букв, а запоминать звуки. Например, не «эн», а «н». Названия букв ребенок будет учить в первом классе, а в дошкольном возрасте они для него не важны. Ему необходимо освоить звуки, чтобы понимать, какие буквы им соответствуют.

Иконка Дольки Важно, чтобы ребенок запоминал буквы визуально, отличал начертания одной буквы от другой. Для этого можно не только читать буквы, но и рисовать их карандашами, раскрашивать, лепить из пластилина, собирать из подручных материалов. Можно также вырезать бумажные буквы и складывать их в слова.

В обучении чтению пригодится букварь, или азбука. Букварь построен таким образом, что каждой букве соответствует картинка. Например, на странице с «ю» может быть изображена юбка. Эти «подсказки» помогут малышу лучше запомнить буквы.

После этого можно приступать к изучению простых слогов, состоящих из двух букв: одной согласной и одной гласной (например, «ма»). В слоговом чтении лучше начинать с открытых слогов, т. е. тех, которые заканчиваются на гласный звук («ма», «на» и т. д.), их ребенку легче освоить. Потом следует переходить к закрытым слогам («он», «ом»). Некоторые из них составляют полноценные слова ( «дом», «сом»).

Для тренировки можно использовать таблицы со слогами и читать по ним. Даже если на первый взгляд слоги не имеют смысла и не образуют слова (к примеру, «ре», «де»), их все равно нужно учиться читать, потому что на этой стадии ребенку важно освоить технику чтения – преобразование написанного текста в речь. Осмысленное чтение придет позже, когда ребенок будет способен соотносить прочитанные им слова с «устными» словами, которые хранятся в его памяти.

После слогов можно приступить к отдельным словам. Вначале лучше изучать слова из двух одинаковых слогов: «ма-ма», «па-па», «ку-ку». После этого нужно добавлять другие простые слова, состоящие из двух слогов («ка-ша», «но-га»). Затем – более сложные слова из трех слогов («мо-ло-ко», «до-ро-га»). Можно даже постепенно вводить простые предложения, состоящие из таких слогов, скажем, «Ма-ша е-ла ка-шу».

Позже следует учить ребенка читать слова с двумя и тремя согласными подряд («тра-ва», «лис-ты»). На этом этапе не нужно торопиться, можно проходить даже односложные слова, поскольку сочетания двух и более согласных могут вызывать у малышей трудности при прочтении («встать», «вдруг»). Важно, чтобы малыш учился читать по слогам любые слова, а не только те, которые ему знакомы.

Надо стремиться, чтобы ребенок читал не по буквам, а по слогам, произносил слоги целиком. У малыша будет легче получаться, если он будет при чтении водить пальчиком по строчке от буквы к букве. Полезны будут также упражнения с карточками. На бумажных карточках следует написать слоги, чтобы потом ребенок собирал из них слова.

Следующий этап обучения – предложения и короткие тексты. На этом этапе важно научиться не просто складывать буквы в слоги и слова, но и понимать прочитанное. Главное, чтобы ребенок во время чтения улавливал смысл как слов, так и предложений целиком. Для этого надо обращать его внимание на то, с какой интонацией следует читать текст. Тогда малышу будет проще в будущем освоить выразительное чтение.

Занимаясь по книгам Школы Семи Гномов для детей от 4 до 6 лет, ребенок продолжает шаг за шагом обучаться чтению и развивает свою речь. Принцип «развитие через игру» позволяет малышу осваивать все необходимые навыки в увлекательной форме, благодаря чему у него формируются стремление к знаниям и любовь к занятиям. При этом упражнения соответствуют возрастным особенностям малыша: набор книг «Новый базовый курс. Когнитивное развитие 4+» содержит задания, в которых ребенку предлагается прочитать слоги, например, с буквами «в» и «ф».

Когда малыш готовится к школе, у мам и пап обычно возникает вопрос, как научить ребенка читать по слогам перед 1 классом. При помощи набора книг от Школы Семи Гномов «Новый базовый курс. Когнитивное развитие 5+» ребенок тренируется читать все слоги на определенную букву, скажем, «б» и «п». А в комплекте «Новый базовый курс. Когнитивное развитие 6+» вы можете найти ребусы со слогами, которые помогут дошкольнику закрепить навык слогового чтения.

Уроки грамоты 3+, с. 4

«Уроки грамоты 6+», стр. 10»

Как научить ребенка читать быстро и правильно в 1 классе: упражнения

В школе от детей требуется, чтобы к началу 1 класса они уже знали буквы и умели читать по слогам. Во время обучения в школе навык чтения закрепляется и развивается. Но уже в первом классе программа довольно плотная, и учителям не хватает времени, чтобы обучить чтению каждого ученика. Поэтому научить читать желательно до школы. А в школьном возрасте нужно тренировать скорость чтения и способствовать осознанию ребенком прочитанного.

Есть несколько упражнений, которые подскажут мамам и папам, как научить читать ребенка 7 лет быстро и свободно.

Иконка Дольки Чтение про себя. Дайте первокласснику задание прочитать небольшой текст (отрывок из сказки, рассказа и т. п.) не вслух, а про себя. Ребенок при этом будет читать быстрее, чем вслух, даже если он все еще мысленно «проговаривает» прочитанное. Этот навык необходим в школе, где ребята бóльшую часть времени должны читать самостоятельно.

Иконка Дольки Чтение на время. Засеките с помощью таймера минуту и посчитайте, сколько слов текста ребенок прочел вслух за это время. В начале 1 класса скорость чтения должна составлять не меньше 10 слов в минуту, а в конце первого полугодия первоклассник должен прочитывать за минуту уже 20 или более слов. Важно, чтобы ребенок не слишком торопился и читал внимательно, иначе он будет совершать ошибки и «проглатывать» слова. Если первокласснику пока трудно читать бегло, можно попросить его повторить это упражнение с тем же текстом, и результат, вероятнее всего, улучшится.

Иконка Дольки Найти половинку. Напишите крупно слова из двух слогов на листах бумаги, а затем разрежьте их на части. Ребенку будет проще, если слова будут разрезаны по слогам. После этого попросите первоклассника их собрать. Если ему удается сделать это быстро, предложите выполнить данное упражнение на скорость. Затем можно увеличивать количество слогов и собирать трехсложные и четырехсложные слова.

Иконка Дольки Последовательное чтение со взрослым. Прочитайте небольшой отрывок текста или короткий рассказ, затем попросите ребенка прочитать тот же самый текст. Такое чтение со взрослым поможет первокласснику выработать осмысленную интонацию и побудит его читать более сложные тексты, с которыми ему было бы трудно справиться самостоятельно. Можно использовать еще один похожий прием: ребенок начинает читать отрывок (на начальном этапе достаточно одного-двух предложений), а родитель продолжает.

В 7 лет дети учатся читать все больше слов целиком, а не по слогам. При чтении постепенно исчезает монотонность: ребенок начинает учитывать знаки препинания, ему легче удается воспринимать смысл предложений. Отдельные предложения соединяются в текст, и чтение становится более осмысленным.

Как правильно научить ребенка читать?

Если родители начинают давить на ребенка и ожидают от него быстрых успехов, то их действия приводят к обратному: у него пропадает всякое желание читать в принципе. Поэтому нужно постараться сделать чтение увлекательным занятием. Родителям стоит подобрать привлекательные книги для чтения: с крупным шрифтом и красочными иллюстрациями, чтобы малыш не заскучал и не утомился. Необходимо также отслеживать сложность текстов, чтобы они соответствовали возрасту и не были для ребенка ни чересчур трудными, ни слишком легкими и неинтересными.

Иконка Дольки Продвижение в чтении должно происходить постепенно. Мамам и папам надо не забывать подбадривать ребенка и хвалить даже за небольшие достижения. Нельзя поторапливать его и настаивать на занятии, если в какой-то момент ему не хочется читать. Если у ребенка в течение долгого времени сохраняется это нежелание, то следует постараться поменять отношение малыша к чтению в целом. Для этого родителям стоит подобрать книги, соответствующие его интересам, и почаще читать ему вслух.

Освоение чтения является для ребенка нелегким делом, оно требует много времени и усилий. Главная цель родителя – сделать процесс чтения интересным и радостным, и тогда обучение будет малышу в удовольствие и принесет ощутимые результаты!